Незаметно протекает время за поиском собственных четырёх стен, посещением лекций, подготовкой к презентациям, чтением малопонятных статей и работой. Прикрываясь всем этим, я усиленно строю из себя занятого человека и многое оправдываю отсутствием свободного времени (от которого, на самом деле, некоторых кур уже подташнивает). Так или иначе, сидя на не самой интересной паре я долго думал, чем бы заняться, и в конце концов решил написать о том, что же такое я тут изучаю (однако, растёкшись мыслью по древу, я заканчиваю этот пост уже дома тремя днями позже). Или хотя бы постараться самому это осознать…
(вот уж не знаю, почему я поставил знак аптеки в качестве заглавной картинки)
Так что же такое Digital Media
Чтобы постараться объяснить этот малопонятный термин, необходимо небольшое лирическое наступление. Необходимо помнить, что дело происходит в Германии, а Германия — родина философов. Здесь родились Кант, Гегель, Маркс, Ницше и мой любимый мизантроп Шопенгауэр. Уже одно это должно было наложить отпечаток на умы людей или же сказать нам что-то о шатком состоянии их разума (под «шатким» здесь я, конечно, имею в виду «пластичный» и «живой»). Однако, в данный момент нас интересуют не великие мужи, которым удалось родиться на германской земле, а один учёный джéнтльмен из Австрии, который жил здесь некоторое время и, похоже, оставил неизгладимый след в сознании немецкого народа. Я говорю о Шрёдингере. Та неопределённость, о которой на примере кота он писал в своей статье от 12 августа 1935 года, видимо, так глубоко проникла в сердца людей, что до сих пор профессора в университете не могут уверенно сказать что-то определённое…
Таким образом, получается, что вроде как у каждого профессора есть свой взгляд на термин Digital Media, но при этом он ни в коем случае не настаивает на своей правоте, и вообще «это лишь его мнение, и оно наверняка не абсолютно верное» и так далее в том же духе…
Некоторые разбивают термин на составные части и переводят довольно дословно: medium — в переводе с латыни «что-то посередине». Здесь они подразумевают всё, что угодно: если воздух находится мужду двумя людьми, то это тоже «medium»; проще для понимания перевод «средство». Digital — цифровой, и это применяется как к самой информации (музыка и фильмы на дисках, статьи в интернете и так далее), так и к устройствам её передачи (мобильный телефон, плеер, ноутбук и пр.). Таким образом, digital media — это некие абстрактные цифровые штуки «между». Так или иначе, большинство профессоров ссылается на это определение или хотя бы вскользь упоминает его. Более или менее по-русски я определяю digital media как информацию в цифровом пространстве, а так же сами цифровые средства коммуникации и всё, что на них происходит (в общем смысле, это всё — информация). Ну, как-то так.
В общем, изучаю я тут абстрактные цифровые штуки «посередине». А если говорить подробнее, то вот предметы, которые я взял на этот семестр:
Perspectives on Digital Media // Понедельник, с 16:00 до 18:00
Теоретический курс, на котором предполагается ознакомиться с историей «диджитал медиа» и некоторыми идеями о перспективах развития. К каждой лекции мы читаем какой-то текст и кто-то из студентов делает по нему презентацию. Завтра, к примеру, у меня с моим греческим напарником презентация на тему «ubiquitous computing» (наиболее понятно это можно перевести как «вездесущность комьютеров»), по статье Марка Вайзера от 1991 «Компьютер для 21-ого века» (The Computer for the XXI Century, Scientific American). Кроме обязательной презентации и участия в дискуссии, надо ещё произвести так называемые case studies, так сказать «обучение на примере». А именно — найти организацию в Бремене и взять у них интервью на тему перехода от аналоговых средств к цифровым. Пока что войти в контакт с газетой Weser Kurier не удалось… Лекции проходят в Университете Бремена. А там есть такое негласное правило, что лекции начинаются на 15 минут позже назначенного времени (чтобы опоздавшие не опаздывали). Очень приятное правило.
Selected multimedia systems, digital TV, HDTV, 3D and ubiquitous media // Среда, с 10:00 до 12:00 (теория) и четверг, с 08:00 до 10:00 (семинар)
Полутеоретический курс о том, что такое мультимедиа. Пока не очень понятно, что будет дальше по теоретической части — возможно дополнительная реальность. Каждую неделю выдаётся задание для групп по два–три человека. Чаще всего в задании несколько вопросов, большая часть из которых теоретические — описать основные характеристики какого-нибудь формата графических файлов, или предположить, почему в mp3-плеерах бессмысленная функция эквалайзера. На теоретических занятиях мы слушаем слегка унылые лекции, а на семинарах обсуждаем эти недельные задания. Однако, практические занятия начинаются так рано, что до них доходят лишь немногие сонные безумцы. Но что интересно в этом курсе, так это то, что к концу семестра мы должны разработать прототип какого-нибудь приложения (для мобильного телефона или чего-нибудь подобного), которого сейчас не существует. Поэтому почти в каждом таком задании есть вопрос про это приложение, что заставляет всё более и более детально продумывать разные его аспекты.
Design as Computation // Четверг, с 10:00 до 14:00
Предположительно практический курс по программированию графики на языке Processing. Так как я его немного знаю, то пока что я ничего нового не узнал, и на парах обычно занимаюсь чем-нибудь своим — либо работу работаю, либо углубляю свои знания в Processing, либо ничего дельного не делаю. Наше первое занятие мы провели в Музее искусств (Kunsthalle) на выставке господина Хундертвассера (весь город в плакатах, а в трамвае можно купить «хундертвассер-тикет», который годится как на трамвай, так и на выставку — остроумная идея). Среди его работы были и такие, которые мне понравились. С некоторого очень недавнего времени я стал проще и более осмотрительно относиться к своему скепсису в отношении абстрактной / сюрреалистической / авангардистской живописи (и других видов искусства в этом же направлении). Раньше меня она почти приводила в ярость, мне казалось, что всё это надуманно, притянуто за уши и создано ради эпатажа или известности. Но дни берут своё, и теперь я более отстранённо смотрю на такие работы, стараюсь для начала абстрагироваться от обуревающих меня чувств, получить какую-то дополнительную информацию и вообще не очень судить.
Как оказалось позднее, Хундертвассер был интересным человеком и архитектором. Он был поборником экологии и старался выразить это в своих проектах — отовсюду пусть торчат деревья, а на крышах домов щиплют травку бараны — таким образом он пытался восполнить ущерб, который индустриальное общество наносит окружающей среде. Он был весьма эксцентричным человеком и был не прочь слегка спровоцировать общественность — к примеру, прочитать в обнажённом виде какой-нибудь манифест перед изумлённой толпой или мэром (хотя, надо признать, способ довольно избитый). Живопись и архитектура Хундертвассера пестрит красками (в какой-то период он употреблял галюциногенные грибы), линии никогда не бывают прямыми, а формы биоморфны (если такое слово есть). Но, в защиту этого необыкновенного гения-бродяги, скажу, что он всегда носил разные носки и на вопрос «Почему вы носите разные носки?» с не меньшим недоумением отвечал встречным вопросом «А почему вы носите одинаковые?» (он был еврей).
Возвращаясь к предмету. Цель курса — ознакомиться с понятием «алгоритмическое искусство» (algorithmic art, generative art) и, как результат ознакомления с языком Processing, написать программу какую-нибудь. Скажем, генератор работ Пита Мондриана или вроде того. Ещё мне вместе с мексиканским коллегой предстоит сделать, опять же, презентацию (как раз-таки про Мондриана).
On Politics of “Oppositional Taste” // Четверг, с 14:00 до 18:00
Пока что меня слишком переполняют чувства, чтобы сказать что-то внятное по этому предмету. Могу лишь отметить, что более бессмысленных, абстрактных, неконструктивных и непрактичных занятий у меня ещё никогда не было. Лозунг курса «это прекрасно, потому что это ужасно» — мы смотрим отрыки из совершенно безумных и аляповатых фильмов середины прошлого века и смеёмся над их нелепостью, обсуждая, что же в них ужасно (смысл этого ритуала мне так пока и не ясен). Читаем разные абстрактные, немного устаревшие и непонятные тексты. Ещё почему-то профессора очень интересует тема гомосексуализма… Одно радует, что на первом же занятии мне удалось вплести в тему курса стрит арт, так что в декабре мне надо будет в компани австралийки и мексиканца сделать презентацию про «уличных художников» — тех самых, которые вытворяют разные противоречивые штуки. Я бы после первого же занятия бросил этот курс, но это единственный курс в разделе Media Theory, так что он вроде как был обязательный. Но недели полторы назад обнаружилось нестыковка между представлениями тех, кто составляет список курсов, ожиданиями студентов и содержанием этого курса. Поэтому на следующий семестр нам обещали предложить ещё предметов из этого сектора, так что недовольные могут не ходить в этом семестре. Но я подумал, что лучше в этом семестре отхожу — во-первых, не ясно, что предложат в следующем, а во-вторых, если я получу кредиты за этот курс, то в следующем семестре можно будет взять меньше предметов.
Introduction to Digital Media // Пятница, с 09:00 до 13:00
Единственный действительно обязательный предмет. Сначала нам рассказали вообще о местных немецких правилах обучения и о том, что нас ждёт, затем был двухдневный выездной семинар, о котором я уже писал. А теперь во всю идёт подготовка к конференции. Нам предложили придумать тему для конференции и её организовать от начала и до конца. Это, конечно, очень здорово — много разностороннего опыта и знаний — но всего нас на потоке около сорока человек и это очень усложняет процесс. Кому-то это неинтересно (но курс обязательный), кто-то хочет заниматься дизайном (но у него нету вообще никакого опыта), кто-то хочет быть менеджером (это самая большая группа) и так далее. Слишком много человек и слишком большой поклон в сторону демократии, чтобы эффективно работать. Ясно же, что все эти голосования, демократичные выборы, прислушивания ко мнению каждого, попытки совместных обсуждений никогда не работали :) А поставить во главу двух–трёх умных ребят никто не хочет: с одной стороны — все хотят демократии и не хотят начальства, с другой стороны, если выбирать главного, то это тут каждый готов. Вот уже вторую неделю мы пытаемся выбрать название для конференции. Три раза голосовали всем скопом и ничего толкового из этого не вышло. Теперь выбор предоставили команде, ответственной за дизайн, но и в нашей команде девять очень разных человек. Чтобы продуктивно работать, бы я оставил максимум четверых — тогда и работу можно распределить, и договориться получится.
Но, конечено, помимо темы и имени конференции есть и другие проблемы. Нам надо найти спикеров, подготовить начинку для конференции, пригласить аудиторию, сделать логотип и фирменный стиль, сайт, постеры и флаеры, обустроить комнаты для семинаров и воркшопов, аудиторию для лекций, продумать еду, видео-трансляцию, заинтересовать СМИ, обеспечить микрофоны, камеры и прочее оборудование, выпустить журнал с результатами конференции и, самое главное, найти спосоров. В общем, конечно, это довольно интересный проект с большим потенциалом, но очень сложный с точки зрения организации большого количества людей. Посмотрим, что будет.
Politics and Computers. A Synoptical Medium // Четрые блока из пятницы, субботы и воскресенья, по шесть часов каждый день
От семинаров этого курса прошло уже три четверти, однако работа ещё впереди. На курсе шестнадцать человек из десяти стран, и, в целом, мы занимаемся обсуждением политики, состояния прессы и так далее. У меня тут уже была часовая презентация про Россию. Результатом этого курса будет наше всеобщее участие в Hochschultage 2013, ежегодной выставке студенческих проектов в Университете искусств в феврале. Скорее всего там будут какие-то познавательные плакаты, приложения и так далее. Будем, так сказать, знакомить народ с тем, что твориться в мире и как оно всё взаимосвязано.
Ведёт курс тот же профессор, что ведёт и Design as Computation. Он очень любит пускаться в простанные рассуждения и погружаться в философские раздумья вслух. Поэтому, собственно, те, кто не знают программирования, вообще ничего не могут понять из курса Design as Computation. Вот он говорит о том, что такое переменная и как её объявлять, и в следующий миг он замечает точку с запятой в конце строки. И этот небольшой, вполне обычный знак препинания может практически сорвать лекцию! То есть профессор начинает с того, что это обязательный знак в конце строки, но потом его уносит в сторону «глупых машин, которые без этого не могут» и так далее. В общем, порой даже точка с запятой может выбить челоека из колеи, так и знайте.
Are you serious? / Concept, design and development of “serious games”
Этот предмет у нас ещё не начался. По расписанию он в то же время, что и обязательный вводный курс, поэтому мы ведём переговоры с преподавателем, чтобы перенести его на другое, удобное для всех время. Но разработка игр звучит для меня интересно.
Фух! Вроде бы, в кратце, это все мои предметы в этом семестре. Последнее, чем я хотел восхититься в своём университете, так это маленькими кухоньками на каждом этаже, где есть посудомоечная машина, микроволновая печка, чайник, шкаф с посудой, стол, пара стульев и диванчик. Замечательная и приятная придумка!
Любопытно что ты рассказывал про Россию?
Я наковырял довольно много всякой статистики интересной и её всячески откомментировал, красивые фотографии показал, потом поговорил про свободу слова и индекс свободы прессы, привёл разные примеры, потом уже начал углубляться в какой-то «мрачняк», но завершил всё небольшим видеороликом National Geographic про воронов в Сибири, которые очень потешно катаются на снегу :)
8)
покажешь воронов?
Смотри, конечно :) Там немного заранее, но это National Geographic, поэтому всё равно здорово.
Восхитительно! Даже не знаю, что мне понравилось больше – елки анфас, вороны или оленячьи уши…
А ты случайно не в курсе, есть ли эти видео в доступе для скачивания? =)
Не в курсе, увы! Но я знаю, что это вроде как серия фильмов под названием «Expedition ins Tierreich» (можно попробовать поискать их), и похоже я лопухнулся с National Geographic (когда я искал хорошее видео, то их тоже видел, поэтому и спутал, видать).
А у NG есть серия фильмов «Wild Russia» и они все есть на YouTube (к примеру, 50 минут про Сибирь), что означает, что, может быть, они есть и ВКонтакте.
Если бы в процессе чтения статьи не отрывалась на изучение биографий Шопенгауэра, Мондриана и Хундертвассера, это не заняло бы целого часа, но было увлекательно!
Тоже всегда считала, что не понимаю абстрактного искусства, особенно живописи… Может, причина в нехватке знаний и опыта.
Пишешь, как всегда, удивительно лаконично и ёмко. Осталось ощущение жуткой насыщенности! Чтобы это всё освоить и осознать, придётся перечитать ещё разок-другой :)
P.S. Выложи потом парочку готовых заданий/проектов, если будет возможность…Ну, т.е. результат какой-то, те же плакаты, статьи, презентацию и т.д. Посмотреть! :)
Спасибо. Я, когда пишу, всегда стараюсь давать немного биографической / исторической информации о человеке, объекте или событии, но что-то всё-таки оставляю и так (иначе каждый мой пост получался бы с книгу толщиной). Хорошо, что ты сама про них прочитала (это и полезно) :)
Рад бы показать что-нибудь поразительное из того, что мы делаем тут, но пока что показать толком — увы! — нечего. Вот будут плакаты, тогда… а то презентации без рассказа смотреть не интересно и не понятно (что уж говорить о статьях!)
А никто не пробовал обозвать Digital Media термином “цифровая среда”? Информационная и тому подобное.
Не-а, не пытался. Может быть, конечно, секрет в том, что тут все говорят по-английски, поэтому русское название их бы не впечатлило :)
Ну конечно не по-русский.) Но это мой технический профиль сказывается, наверное. Хочется все как можно точнее определить. Хотя оставляю возможность для абстрактных понятий.
А вообще, у тебя там интересно, как я посмотрю.
Digital Media — очень точное определение. Никто не в состоянии точно сказать, что это означает, но сердцем чует каждый :)
К тому же, настоящий немецкий профессор не может признаться, что чего-то не знает, поэтому он обязательно ответит на любой твой вопрос, даже если будет придумывать ответ на ходу…
Но — да, в целом, довольно интересно.
Ещё интересно как у них с преподаванием в других областях. То, что ты описываешь, создает впечатление, что много времени дается на самостоятельную творческую деятельность… Вот например в физическом институте?… 8)
И много ли на твой вкус скучных лекций?
Я думаю, в этом и задумка магистратуры — люди предполагаются взрослыми, и поэтому своё свободное от лекций время они тратят на самостоятельную и домашнюю работу и углубление знаний. Думаю, в любом университете тут так.
На мой вкус большинство лекций довольно скучные. Или, по крайней мере, бестолковые. Это происходит ещё и потому, что профессора сами придумывают программу на каждый семестр, решают, что бы они хотели рассказать студентам на этот раз. Поэтому нету строгой структуры и профессора пускаются в отстранённые рассуждения. Не всегда их лекции связаны с предметом. Но я пока что не жалуюсь — посмотрим, что будет дальше.
Ом, забыла, что речь идет о магистратуре…=)
О, моя любовь к Хундертвассеру когда-то именно с носков и началась..
Всё когда-то начинается с носков.
Добрый день. Очень понравилась ваша статья, в октябре собираюсь на учебу в этот же университет на эту же специальность. Вы не против, если я напишу вам на почту, чтобы узнать побольше об университете и учебе в Германии в целом. Спасибо заранее.
Конечно, пишите, рад буду помочь!