Вновь я закопался и растёкся мыслью по древу. Но оставлю же самобичевание на потом.
Ещё один день мы провели в национальном парке в горах Гарц. Горы Гарц — самые высокие горы в Северной Германии (высшая точка — гора Брокен, 1141 м). В округе Гарц в своё время добывали серебро и потому есть прославленные добывающие городки (вроде Гослара), тут построено с дюжину красивых старинных замков, а сама вершина Брокен считается местом слёта ведьм, и о ней же писал Гёте в «Фаусте». Как оказалось, есть даже такой оптический феномен как Брокенский призрак — огромная тень наблюдателя на более низких облаках или тумане. Есть в этом что-то мистическое..
Из Бремена через Ганновер мы добрались до очень курортного городка Бад-Харцбург (Bad Harzburg), откуда автобус 820 от вокзала отвёз нас прямо до туристической деревушки Торфхаус (Torfhaus, Harz), откуда берут начала многие пешие и велосипедные маршруты по национальному парку Гарц. Там же можно слопать «братвурст» с картошкой, взять какое-то подобие карты и теоретически даже переночевать в отеле. Мы же обошлись колбасками и картой, и отправились в путь. Всего 7,7 километров до вершины, но из-за палящего солнца и местами весьма крутого уклона, мы карабкались часа два с половиной. Это, впрочем, скорее способствовало, нежели мешало наслаждению свежим воздухом, чудесными видами и славной компанией. Нельзя сказать, что мы были единственными поднимающимися — народу было довольно много (но не назойливо много), большое количество велосипедистов и ещё большее на вершину едет в миловидном паравозике, маша руками и весело показывая неприличные жесты обливающимся пóтом пилигримам…
С вершины горы Брокен открывается удивительный вид на окрестные «горы», озёра, леса и долины; правда, 306 дней в году вершину укутывают туманы. Кроме видов на все стороны света, на вершине есть музейчик, столовая и — разумеется, как же без него — «биргартен». Перекусив бутербродами и арбузом и знатно повалявшись на валунах, мы отправились в обратный путь. Известно, что идти обратно тем же путём — скукотища, потому мы выбрали путь сразу до Бад-Харцбурга (всего примерно 12 км). На этом пути людей, считай, вообще не было, первые пару километров идёт очень крутой спуск, а потом приятная тропа вдоль озера, через леса и овраги прямо до променада в Бад-Харцбурге. Парк оказался очень большим и разнообразным: тут тебе и болота, и чащи, и ручьи, и холмы — гулять там можно днями. Но мы выбрались из него почти без приключений (подумаешь, разбрелись в разные стороны и почти заблудились) и в конце-то концов все нашлись на вокзале.
На следующий день тела наши отказывались совершать какие бы то ни было осмысленные действия, поэтому мы отлёживались в городском парке, предвкушая путешествие в Брелин.
В дикую рань мы сели в немного опоздавший автобус (об опоздании он вежливо сообщил эсэмэской) и покатили в Берлин. Ехать было на удивление легко — не жарко и всё-таки здесь очень хорошие дороги.
По Германии и Европе вообще ездит много комфортабельных автобусов с выходом в интернет, туалетами и напитками, при этом билеты на автобус почти всегда дешевле билетов на поезд: если покупать заранее (за две-три недели), билет может стоить всего 8€. Лично мне всё равно больше нравятся поезда, но вот пара приличных автобусных компаний, о которых мне известно: MeinFernbus, BerlinLinienBus и FlixBus.
Берлин удобен тем, что про него все что-нибудь да знают, поэтому можно смело пропустить историческую справку. Итак, прибыв в Берлин, мы первым делом пошли в зоопарк (предварительно сложив рюкзаки в камеру хранения на станции неподалёку). Можно почти без преувеличения сказать, что Берлинский зоопарк всемирно известен своим существованием. Тому есть причины: он очень большой (35 гектаров), тут есть довольно дурацкий аквариум, примерно 15 000 животных полутора тысяч разных видов, да и сделан он весьма дружелюбно по отношению к животным, так что и смотреть приятно. Не удивительно, что его посещают два с половиной миллиона человек ежегодно. В зоопарке мы бродили до самого вечера, а когда солнце начало клониться к закату — сели на велосипеды и покатили на другой конец города, в сторону отеля.
Кратко про велосипеды. Они безумно популярны по всей Европе и закономерно — это отличный способ передвижения по городу, минуя пробки и духоту, при это быстрее и часто приятнее, чем пешком. Во многих городах есть места, где можно взять в аренду велосипед на несколько часов или дней. Мы брали велосипеды в компании Fat Tire. 12€ за велосипед на сутки, велосипеды удобные, персонал очень дружелюбный и говорит на английском, дают всякое снаряжение, замки и карту.
Итак, прокатившись по Тиргартену в закатном солнце, мельком взглянув на Рейхстаг, Бранденбургские ворота и Александерплатц, мы покатили вдоль остатков Брелинской стены в отель. Смеркалось.
Про отель тоже надо отдельно отметить. Мы остановились в одном хостеле из европейской сети PLUS hostel, о чём ни разу не пожалели. Несмотря на невысокую цену (22€ чел/ночь), там оказалось очень просторно, чисто и комфортно; можно рубиться в настольный теннис или футбол, сидеть в сауне или плавать в бассейне. При наличии велосипедов добираться до него можно вдоль стены, что и утром и вечером — приятная прогулка.
С утра мы снова оседлали наших коней и покатили смотреть центр. Надо ли говорить, что в Берлине огромное количество туристов и, в особенности, модной молодёжи. Сейчас это прямо-таки молодёжная Мекка, популярность которой очень сильно раздута средствами массовой информации, усилиями правительства и поп-культурой. Отчего — не совсем ясно, ибо нету в Берлине ничего настолько несусветно потрясающего, чтобы устраивать вокруг города такой культ. Но оставим же в стороне неприятно большое количество русских, резвящейся молодёжи и бесконечных туристов!
За довольно короткий день перед автобусами, мы успели посмотреть Берлинский кафедральный собор, Новый музей, мемориал жертвам Холокоста и немного побродить там-сям. В соборе мы провели довольно много времени: поднялись на крышу (что оказалось приятным сюрпризом — нам не хотелось стоять долгую очередь на телебашню, да и на купол Рейхстага надо записываться заранее онлайн, а посмотреть на город сверху всё-таки хотелось), побродили по музейчику с детализированными моделями здания и удивительной красоты литографиями, послушали проповедь и орган (мы случайно пришли туда в полдень), полюбовались непротестантского вида внутренним убранством собора (который технически не собор, а протестантская церковь), а так же спустились в мрачный склеп Гогенцоллернов (где можно очень легко погрузиться в размышления об истории, затем о человеческой жизни и, наконец, о тщете всего сущего).
После холодного, тихого и сумеречного склепа было приятно выйти на поверхность и обнаружить, что жизнь продолжается. Немного посидев на травке перед собором (ибо снаружи он ещё красивее, чем внутри, на мой вкус), мы отправились в Новый музей, где расположена, в частности, экспозиция Египетского музея. В Новом музее нету ворот богини Иштар (кто же знал, что они в Пергамском музее), зато есть удивительной красоты Нефертити. Я люблю археологические, краеведческие, исторические музеи — там всегда очень много интересных вещей, каждая из которых вдохновляет, если не на действие, то на движение мысли и воображения.
После пары часов в музее мы, кажется, побродили вокруг Рейхстага, посмотрели мемориал жертвам Холокоста (более 2700 бетонных параллелепипедов разной высоты и без какого бы то ни было объяснения идеи) и покатили по улице 17-го июня, через Тиргартен обратно к зоопарку — сдавать велосипеды и идти на автовокзал. Вот как-то так прошла и закончилась наша приятная краткая вылазка на культурный пуп земли.
Фотографии из поездок уже лежат в новом альбоме в G+. Я люблю маленькие города.
P.S. Кстати о фотографиях: не так давно я запустил новый фото-проект «8 / 27».
P.P.S. Когда-то, кажется, в мае, я был на выставке Вольса в Кунстхалле. Вольс (он же Альфред Отто Вольфганг Шульце), о котором я ничего раньше не слышал, глубоко запал мне в душу своими удивительными абстрактными акварелями и тонкой работой пером. Как выяснилось позже, он был один из основателей/представителей ташизма — европейского эквивалента американского абстрактного экспрессионизма. Ташизм («пятнизм», лирическая абстракция) является одним из направлений крупного послевоенного движения Art Informel (что следует понимать скорее как «бесформенное», нежели как «неформальное» искусство). Представители Art Informel стремились не к упрощению формы (кубизм, неопластицизм, конструктивизм), но скорее к полному отсутствию преднамеренной задумки формы, концепции или подхода как таковых. Мне думается, что именно такая концепция отказа от концепции и является причиной «расслабленности», пластичности и плавности цветов и форм, что в некотором роде роднит ташизм с каллиграфией.
Ваби-саби.
Posted on 25.07.2013 by Sagamor:
О поездке в горы Гарц и в Берлин я напишу завтра.
Posted on 31.07.2013 by Sagamor:
Brocken / Berlin
Чую запах прокрастинации ;)
Да, прокрастинацией тут сильно наносит… Но таки дописал же!
Эх…Галопом по европам. Но всё равно вкусненько :) А на художественную выставку мы так и не сходили! Жаль…
P.S. Я тоже люблю поезда и маленькие города.
С удовольствием пропутешествовала с вами, а потом открыла том Гейне и немного попутешествовала с ним. Он бродил пешком в 1824 году, будучи студентом Геттингенского университета. Обычное для Гейне ироничное описание, например, Геттингена: “…сам город красив, и он лучше всего, если встанешь к нему спиной.” А дальше идёт длинное перечисление всего, что есть в городе: “…педеля, пуделя, прачки, диссертации, жареные голуби,…” У тебя лучше!
“…
Как удивительно! Потому что и в Люнебурге наши пути пересеклись — Гейне навещал там родителей. Правда, Люнебург ему тоже был явно не по душе, он называл город «резиденцией скуки», едкий тип!
Приветики! С кем путешествуешь?
Приветики! Уже не с кем, а так сюда приезжали Дима и Даша на пять дней погостить (помнишь ли, в Кронштадт гоняли с ними и другими?).
И еще фоты понравились! .. А Марк Ротко тоже к ташистам относится?
Так как Ротко работал в США, то там это называется просто абстрактным экспрессионизмом. По иронии, между ними нету чётких границ — супрематизм, лирическая абстракция, живопись пятнами, ташизм, живопись цветового поля, живопись действия, лирическая абстракция, минимализм, пост-минимализм, постживописная абстракция, живопись жёстких контуров — всё смешолось в абстрактный коктейль! Логически, это всё так или иначе абстрактный экспрессионизм.
Вот, к примеру, картина Ронни Лэндфилда Rite of Spring, которая является смесью живописи цветового поля и лирической абстракции.