День 1 (часть 2). Срочно пора дописывать прошлую неделю, иначе половину забуду, а вторую половину проленюсь. Любопытно, как со временем происходит переоценка воспоминаний и впечатлений — какие-то не кажутся такими уж стоящими запоминания, другие же, наоборот, обретают дополнительный смысл. Но буду же краток.
Так или иначе, выйдя из Христианского квартала на площадь за Яффскими «воротами», а направил свои стопы в башню Давида. По хорошему, конечно, это крепость Давида, потому что башен там несколько. А если совсем уж «по чесноку», то Давид тут вообще ни при чём. Некое подобие крепостных сооружений было сколочено тут ещё хасмонеями, но полноценная крепость построена во времена Ирода Великого, для защиты его потрясающего дворца. Башни изначально было три — в честь жены Ирода Мириамны (которую он убил), по имени его друга Гиппикуса (зарезал, быват) и в честь брата Ирода Фацаэля (которого он, преисполненный братских чувств, просто послал в изгание). Похоже, что Ирод всегда знал, чем заняться в свободное время — то жену убьёт, то сына казнит, то, на худой конец, просто какого-нибудь младенца пристукнет. А что, жён у него было восемь, сыновей девять, плюс пять дочерей про запас. А младенцев в то время вообще много было. Иногда, он, правда, также строил что-нибудь грандиозное, надо отдать ему должное.
Нынче от башен остался только кусок башни Фацаэля, а минарет теперь называют почему-то башней Давида. Очевидно же, что всё смешалось в какую-то неповторимую полумифическую кашу. В самой же крепости устроили музей Истории Иерусалима. Каждая прохладная полутёмная комната освещает какой-то период в истории города — картинками, текстами, скульптурами, видео-роликами, мультфильмами, диорамами и прочими средствами. Я провёл в крепости часа четыре, блуждая по закоулкам и осматривая город с крепостных стен. В какой-то момент, выйдя из очередной комнаты в крепостной двор, я обнаружил себя единственной живой душой. Через несколько минут, правда, появились какие-то экскурсанты, но всё равно момент был удивительный.
В тот день я завершил свою прогулку через пустой Армянский квартал и вышел из Старого города через Сионские ворота. В 1948 году ворота, построенные ещё Сулейманом Великолепным в 16 веке, пострадали от пуль. Сами ворота почистили, но следы оставили в память о тех днях. Сионскими же эти ворота названы, потому что выводят из Старого города на гору Сион — место известное практически всем. Кому по Библии, кому по трилогии «Матрицы» (Зион — последний оплот человечества), кому по растаманским песням (Зион — родина растафари), кому по ещё каким-то причинам. На горе Сион находится гробница царя Давида — весьма почитаемое иудеями, разумеется, место. Туда можно зайти, хотя ничего интересного, кроме молящихся евреев, там нету. После какого-то времени в Израиле перестаёшь обращать особое внимание на хасидов с пейсами и в шляпах. Хотя поначалу они довольно-таки впечатляют. Если кто не знает — виски брить нельзя. Поэтому у особо ортодоксальных евреев волосы с висков отрастают в пейсы — длинные пряди, которые у некоторых становятся частью неуёмной бородищи, а некоторые заправляют их за уши. Конечно, всё зависит от раввина, общины и конкретного еврея, но в Торе есть заповедь, которая запрещает выбривать волосы на висках (пока мне не удалось догадаться почему). Любопытно, однако, что заповедь не запрещает стричь волосы — то есть отращивать метровые пейсы не обязательно, казалось бы… Но еврейские обычаи так и пестрят всякими чудаковатостями, строжайшими табу и изворотами.
Закончил я день долгой прогулкой от Старого города домой наедине со своими мыслями.
P.S. Недавно я узнал, что существует такой вид мании величия — иерусалимский синдром. Википедия выдаёт на это следующее:
«…наиболее хорошо известен тип III, когда ранее психически уравновешенная личность (это вроде я) после прибытия в Иерусалим начинает демонстрировать явные признаки психоза. <…> Для данного типа синдрома имеется характерный набор признаков:
- взволнованность; (бывает)
- желание отколоться от группы или семьи, и путешествовать по городу в одиночестве; (о, как это знакомо! как вспомню ту экскурсию…)
- навязчивое стремление к чистоте, необычно частое принятие душа или ванн, отрезание ногтей на руках и ногах; (близко)
- изготовление похожего на тогу одеяния белого цвета, часто — из гостиничных простыней; (а если только перед сном — считается?)
- стремление громко выкрикивать стихи из Библии, псалмы, различного рода религиозные гимны. (иногда я что-то бубню под нос, но сам не всегда могу различить слова; впрочем, не думаю, что там что-то религиозное)
Заметив подобное поведение, гостиничный персонал либо туристические гиды обычно стараются отвести пациента к специалисту. В противном случае развиваются следующие две стадии синдрома:
- процессия или торжественный марш к одному из святых мест Иерусалима; (уже было!!)
- произнесение проповедей в святом месте. (…)»
=)))
Да и Давида-то в этой могиле, по всей видимости, нет:-) Просто, как нам рассказывали, столько людей верят в то, что могила именно здесь, что он уже, возможно, туда перебрался:-))
Жду продолжений! (надеюсь, все-таки до проповедей дело не дойдет:-)
С этими царями древности обязательно что-нибудь непонятно…